МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
+7 495 660 81 60
Абитуриенту

Журнал "Столичное образование" (№ 6 (147) 2007)

Интервью с ректором МЭЛИ Ломакиным Андреем Леонидовичем и студентами МЭЛИ для журнала «Столичное образование» (апрель 2007 года, беседу вела Елена Копылова,  публикация — № 6 (147) 2007)

МЭЛИ: глазами студентов
Кто способен объективно оценить качество работы ВУЗа? Его ректор? Преподаватели? Сотрудники ВУЗа? Или те, ради кого организуется любой ВУЗ и без которых он просто не может существовать – его студенты? У каждого из  них – своя точка зрения и своя оценка. Конечно, надо «предоставить слово» и  объективным факторам – времени существования ВУЗа, его успехам за этот период –  как он растет, развивается, преодолевает трудности… Московский экономико-лингвистический институт (МЭЛИ) проверку временем выдержал – он  успешно функционирует уже двенадцать лет. Новый учебный корпус, новые факультеты – все это подтверждает «жизнеспособность» ВУЗа и качество его работы. Мы беседуем с ректором МЭЛИ, доктором экономических наук, профессором Андреем Леонидовичем Ломакиным.
— Андрей Леонидович, переезд МЭЛИ в новые учебные корпуса открыл «новую главу» в истории института? Какие перемены планируются на новом месте?
– В принципе, история нашего института – это сплошные перемены, от возникновения и до сегодняшнего дня. За последние три года количество поступивших студентов выросло в три раза, и эту цифру, я думаю, можно рассматривать как показатель популярности и развития института. В связи с  этим возникла необходимость расширения аудиторного фонда, преподавательского состава.
С переменой «местожительства» мы перешли на новый уровень. Решена одна из самых важных задач: созданы все условия для полноценного обучения студентов. Каждая аудитория оснащена самым современным оборудованием, что позволяет преподавателям использовать в учебном процессе все технические новации сегодняшнего дня. Те же самые преподаватели в новых условиях стали работать по-новому – с учетом всех телекоммуникационных особенностей современного мира. Это, конечно, позволяет проводить занятия на более высоком уровне, «современнее», интереснее для молодежи. Ведь образовательный процесс –  это не только обучение экономике, юриспруденции, психологии или иностранным языкам, но и приобщение на каждом занятии к современным системам телекоммуникации, освоение всех новейших средств связи и возможностей компьютерной техники, вне зависимости от того, по какой специальности проходит обучение.
– Вы собираетесь расширяться и в  образовательном плане, открывать новые факультеты?
– Мы планируем открыть три новых факультета в ближайшем будущем, они заработают уже в новом учебном году. Процесс лицензирования идет полным ходом, это длительная, сложная процедура, но мы надеемся ее успешно завершить. Среди новых – факультет информационных технологий. Ситуация обязывает: спрос на соответствующие специальности большой, возможности наши в  данном плане также велики. Еще один факультет – дизайна; специальность дизайнера тоже востребована сегодня, и я думаю, что в ближайшее время спрос на  специалистов в этой области будет только возрастать. Третий новый факультет условно называется факультет сервиса – туристический менеджмент, гостиничный менеджмент и ряд других специализаций, которые также востребованы на  сегодняшний день.
– Расскажите, пожалуйста, о преподавательском составе вашего ВУЗа. Проблема «смены поколений», прихода молодых преподавателей –  ощутима ли она в МЭЛИ?
– За 12 лет в МЭЛИ сложился свой высокопрофессиональный преподавательский коллектив. Больше половины – это штатные преподаватели: некоторые из них раньше работали в государственных ВУЗах, я и сам отношусь к  этой группе; особенно хочу отметить группу молодых специалистов, более того –  наших лучших выпускников, которые обучаются в аспирантуре и одновременно преподают. Многие из них остаются в ВУЗе и после окончания аспирантуры. Мы, конечно, поощряем молодых преподавателей, отправляем их на стажировки, в том числе за рубеж, предоставляем
возможность повышения квалификации.
Я очень надеюсь, что нам удастся воспитать достойную смену. Мы рады молодым специалистам и стремимся создать им все условия для работы. Кроме штатных преподавателей, есть в МЭЛИ и штатные совместители, и  «почасовики». Они работают в ведущих ВУЗах Москвы – в МГУ, Финансовой академии, Государственном Университете Управления, МГИМО и др.
 – Как бы Вы оценили МЭЛИ в сравнении с  другими учебными заведениями – как государственными, так и негосударственными?
– Негативное отношение к негосударственным ВУЗам в  большинстве своем неоправданно. В них работают нередко те же преподаватели, что и в престижных государственных. Основной стаж наших преподавателей «наработан» в государственных ВУЗах. Мы используем все лучшее, что есть в системе высшего образования, и вместе с тем создаем новое, свое. Я всегда говорю – учиться в  государственном ВУЗе очень хорошо. Но там много студентов, и у преподавателя, при всем желании, просто нет возможности работать с каждым индиви-
дуально. Следовательно студент изначально должен быть мотивирован на учебу и, кроме того, обладать высокой базовой подготовкой. Только тогда он сможет получить максимальный эффект. Если же студент имеет какие-то пробелы в знаниях по школьной программе, то в государственном ВУЗе ему будет сложно. Это как некий образовательный конвейер – огромные потоки, большие группы…
В нашем институте много внимания уделяется индивидуализации процесса обучения. Для нас важен каждый студент, который приходит в стены института, и мы работаем с каждым. При поступлении у нас проводится собеседование и тестирование, благодаря которым мы не только проверяем уровень знаний студента, но и определяем его психологические особенности. Становятся ясны его пробелы в знаниях, которые необходимо исправить. Благодаря этому выстраивается, можно сказать, некая индивидуальная программа обучения нашего студента. Еще одна важнейшая задача – стимулировать человека на учебу. Совершенно неверно, что для негосударственного ВУЗа главное – это своевременная оплата обучения, а дальше – можно уже и не учиться. Наоборот, «диплом за деньги» наш ВУЗ позволить себе не может, поскольку такой «специалист», в первую очередь, – «пятно» на нашей репутации, на его конкурентоспособности. Все атрибуты учебного процесса – текущие и промежуточные контрольные испытания, сессия, итоговая аттестация – у нас присутствуют в  полном объеме, и требования достаточно высоки. Также мы позволяем студенту «заполнить» пробелы в знаниях в объеме школьной программы – в дополнительное время на дополнительных занятиях. На первых-вторых курсах для нас более важна не абсолютная оценка уровня знаний на контрольном испытании, а прирост знаний.
Я могу сказать, что МЭЛИ уверенно стоит на ногах и  занимает сильные позиции среди ведущих негосударственных ВУЗов Москвы. К  сожалению, разница между государственными и негосударственными учебными заведениями до сих пор подчеркивается, думаю, что настанет момент, когда можно будет забыть об этом делении. Конечно, среди негосударственных (как и среди государственных) ВУЗов есть как сильные, так и слабые. Может быть, процент слабых ВУЗов среди негосударственных и больше, но нельзя вести разговор о  системе негосударственного высшего образования, ориентируясь только на них. На  сегодняшний день очень много качественных негосударственных ВУЗов. Система негосударственного высшего образования развивается – об этом говорят цифры, количество студентов негосударственных высших учебных заведений из года в год увеличивается.
– Из официальных источников известно, что негосударственные ВУЗы стали пользоваться все большей популярностью. Каково Ваше мнение, по каким критериям студент делает свой выбор в пользу Московского экономико-лингвистического института?
 – Мы всегда считали, что в первую очередь у  выпускника школы должен быть выбор – куда пойти? На сегодняшний день каждый абитуриент может выбирать, учитывая самые разные моменты – и место жительства, и собственные склонности, ту или иную специальность, наличие друзей в том или ином ВУЗе, студенческую жизнь, условия обучения, перспективы дальнейшего роста… Все эти факторы влияют на выбор абитуриента. Наличие бесплатных мест не  означает, что все выпускники пойдут в государственные ВУЗы.
Мы принимаем на обучение не только выпускников школ, но и  достаточно большой процент взрослых людей, которые получают второе (а иногда и  третье) высшее образование или поступают в аспирантуру. Помимо этого, есть люди и старшего поколения, которые в свое время не сумели получить высшее образование и желают получить его сейчас. Они поступают на вечернюю, заочную формы обучения, в группы выходного дня и получают высшее образование. Такие формы образования есть и в МЭЛИ, и они активно развиваются.
В нашем институте функционируют подготовительные курсы, которые готовят абитуриентов к поступлению в МЭЛИ, а также в ВУЗы Москвы и  России. В том числе мы предлагаем получить среднее профессиональное образование по таким востребованным на данный момент специальностям, как юрист, бухгалтер и  учитель иностранных языков. После получения среднего профессионального образования по этим специальностям есть возможность продолжить обучение в МЭЛИ по сокращенным программам.
– Вы предполагаете, что своих студентов наберут и ваши новые факультеты?
– Мы прикладываем для этого все усилия. Наши новые специальности востребованы, и я надеюсь, что они будут пользоваться спросом. А  главное – что они будут давать новым студентам «путевку в жизнь» – качественное образование, которое даст им возможность успешной профессиональной реализации.
– «Визитной карточкой» ВУЗа, по которой нередко судят о его работе, становятся его выпускники. Вы следите за их  судьбой? Как они устраиваются в жизни?
– Конечно, мы стараемся следить за судьбой наших выпускников, интересуемся, приглашаем их на вечера встреч выпускников. Иногда просто бывают приятные неожиданности – например, когда видишь своего выпускника на Первом канале ТВ в качестве корреспондента, ведущего репортажи из «горячих» точек планеты, или на страницах «глянцевого» журнала обнаруживается интервью с  нашим бывшим студентом, добившимся профессионального успеха. Особенно приятно, что в этом интервью звучат слова благодарности в адрес МЭЛИ. Или когда на  страницах профессионального журнала читаешь статью студента четвертого курса юридического факультета МЭЛИ. Многие наши выпускники имеют свой бизнес, работают в крупных банках, финансовых организациях, психологических центрах, в  системе судопроизводства… Хочется верить – в скором времени наши выпускники станут известными людьми российского (а возможно, и международного) масштаба, которых мы сможем приводить в пример будущим студентам.

Однако не только выпускники – их успех в будущей профессиональной деятельности, их дальнейшая жизнь – главный критерий успеха ВУЗа. Выполняемая работа нуждается в оценке на всех этапах – от начального до  завершающего. В случае работы с людьми по-своему оценить качество могут и те, с  кем работают. Мнение студентов о своем ВУЗе – еще один немаловажный критерий его оценки. Что думают о МЭЛИ его студенты?
 
Шамкина Елена, Психологический факультет, 3 курс (очно-заочная (выходного дня) форма обучения)
Во-первых, я имела возможность узнать жизнь МЭЛИ «изнутри», так как сначала пришла сюда работать. Затем, посмотрев со стороны на  студентов, их занятия, познакомившись с самим процессом, с коллективом, я  решила, что получать высшее образование буду именно здесь. На сегодняшний день я учусь на факультете психологии по очно-заочной форме выходного дня, занятия у  нас проходят в воскресенье, что для меня очень удобно. Образование – это еще и  своеобразный отдых от работы, смена деятельности.
 Среди «сильных сторон» учебы в МЭЛИ я бы в первую очередь назвала отличный преподавательский состав. Высокий профессионализм и  умение работать со студентами, умение заинтересовать нас своим предметом – это очень важно, сразу же появляется желание учиться и узнавать что-то новое- обстановка располагает к этому. Материальная база учебного процесса удобна во  всем, вплоть до мелочей. Например, я учусь на факультете, где занятия проходят часто в форме психологических тренингов, где учебное пространство организуется «нетрадиционно»: столы расставляются по кругу – и новые современные парты позволяют легко это сделать, используется видеопроекторы и специальное компьютерное оборудование. Удобное расположение института в двух минутах езды от метро «Каширская» на бесплатных служебных автобусах – тоже немаловажное преимущество, особенно для работающих студентов. Но самый главный фактор –  конечно, знания. В том числе и практические. Мы проходим практику по разным направлениям будущей специализации: в детских садах, школах, консультационных центрах. И я успела почувствовать будущую профессию, понять, что она мне действительно нравится.
 
Бычин Евгений, Юридический факультет, 4 курс (очная форма обучения)
Я очень доволен своим выбором института. Учусь уже четвертый год и уверен, что знаний, полученных здесь, мне достаточно для начала профессиональной деятельности. И это не просто слова. В данный момент я уже работаю по профилю в Международном институте интеграции культуры, науки и  бизнеса. Работая по специальности, могу оценить уровень подготовки с точки зрения профессионала и поблагодарить за это преподавателей своего юридического факультета. Считаю, что именно благодаря их поддержке и полученным в МЭЛИ знаниям, я смог устроиться в престижную организацию, поскольку поступление на  работу было конкурсным. Без соответствия уровня подготовки высоким требованиям работодателя я бы просто не прошел по конкурсу.
Сейчас я поступил на параллельное обучение на  Экономический факультет МЭЛИ. Я выбрал специальность «финансы и кредит». Зачем? Да просто экономические знания также необходимы для моей карьеры, тем более что на оплату обучения на втором факультете предоставляется хорошая скидка.
 
Серов Александр, Экономический факультет, 5 курс (очная форма обучения)
Я перевелся в Московский экономико-лингвистический институт на третий курс экономического факультета, отучившись два года в другом институте. Можно сказать, что перешел по рекомендации: первым сюда перевелся мой однокурсник, ему очень понравилась сама атмосфера и отношение к студенту.
Все началось с Приемной комиссии, где меня не только доброжелательно встретили, но и объяснили все нюансы, которые я должен был учесть при переводе. По сравнению с прежним институтом, МЭЛИ качественно отличается во многом, и в лучшую сторону. Это – сам процесс обучения, где преподаватели на лекциях все доступно и интересно рассказывают, и чувствуется человеческий подход и интерес к тебе как к личности. Даже сессия проходит безболезненно, без стрессов. Отличается МЭЛИ и насыщенностью студенческой жизни, организацией досуга студентов, например, проходят различные спортивные и  творческие мероприятия… Хотя нам и в старом здании было нескучно, новое нас покорило – красивое и современное (по технической оснащенности) – все аудитории с компьютерами, «умными досками», выходом в локальную сеть, есть даже Wi-Fi-доступ в Интернет. 
Хоть институт и расположен рядом с метро, но для удобства, в первую очередь студентов, ходят бесплатные автобусы от метро.
Здесь учусь уже три года, собираюсь потом идти в  аспирантуру, чтобы повысить свой статус – получить ученую степень кандидата экономических наук.
 
Костенко Сергей, Юридический факультет, 1 курс (очная форма обучения)
Про МЭЛИ впервые услышал от друзей, еще когда учился в  школе. Поступил на юридический факультет, сейчас учусь на первом курсе. Условиями обучения очень доволен. Какое-то главное впечатление от Института и  студенческой жизни выделить довольно трудно – это и учебный процесс, и  сокурсники. У нас очень дружная группа. В целом – насыщенная интересная студенческая жизнь. И она не ограничивается лекциями, семинарами, занятиями… Почти каждый день остаюсь в Институте и после лекций, потому что интересно организована студенческая жизнь и досуг – это и спорт (в начале следующего года мы планируем собрать свою баскетбольную команду), и творческая составляющая (к  примеру КВН), которая мне очень интересна, так как я серьезно занимаюсь музыкой. Для первой игры в КВН надо было придумать музыкальный номер, и я решил написать студенческую версию гимна МЭЛИ, которая была записана мною в студии. Приятно, что он не просто получился, но и понравился студентам и  преподавателям. В Институте ценят творческий подход – что тоже очень важно для меня.
 
Салосятова Юлия, Экономический факультет, 2 курс (очная форма обучения)
Я собиралась поступать на экономический факультет, искала подходящий институт. МЭЛИ порекомендовали знакомые. Посетив День открытых дверей, послушав преподавателей и декана факультета, посмотрев сам Институт, я  решила, что это самый подходящий вариант. Поначалу я очень переживала, как сложится и учебный процесс, и отношения в группе, какие будут преподаватели, атмосфера ВУЗа? Но сейчас я очень довольна. Во-первых, преподавателями – здесь индивидуальный подход к каждому студенту. Во-вторых, очень хорошие отношения в  группе. Нашла здесь не просто знакомых или сокурсников, а настоящих друзей.
Привлекает и техническая оснащенность – прекрасная библиотека оборудована компьютерами с доступом в Интернет. Также есть и  электронная библиотека, в которую, например, можно выйти сидя за домашним компьютером и воспользоваться конспектами и электронными книгами, что очень удобно для самостоятельной работы. Здорово, что у нас небольшие группы, что нам не просто читают лекцию, но и показывают различные презентации, материалы –  аудитории для этого оборудованы специальной техникой. На практических занятиях по языкам, по математическим дисциплинам и т.д. преподаватели занимаются буквально с каждым студентом, объясняют сложный материал. Так что я советую МЭЛИ не только абитуриентам, но и школьникам, которые только начинает задумываться, куда поступать. Тем более, что в Институте есть подготовительные курсы.
 
Аракчеева Елена, Экономический факультет, 2 курс (очная форма обучения)
О МЭЛИ я узнала из Интернета и от знакомых, которые здесь учатся. Они рассказали не только про учебу, но и про досуг студентов, который в  МЭЛИ очень правильно организован – это и своя театральная студия «Мастерская души», и команда КВН (а я хотела учиться в институте, где будет своя команда). Мы постоянно участвуем и в межвузовских мероприятиях: конференциях, студенческом совете. Каждую весну проводится школа вожатых, где после обучения отбираются лучшие студенты для поездки в летние лагеря Подмосковья и побережья Черного моря в качестве вожатых, некоторые из них ездят каждый год. Но  студенческий досуг не мешает хорошо организованному учебному процессу. Мне нравится учиться здесь – я планирую получить второе высшее образование в помощь к экономическому. В этом году МЭЛИ открывает новые факультеты, и я думаю поступить на один из них: буду специализироваться в области дизайна или туризма.
Градова Дарья, факультет Иностранных языков, 3 курс (очная форма обучения)
О существовании Московского экономико-лингвистического института я узнала из справочника, готовясь к поступлению. В первую очередь обращала внимание на ВУЗы с интересующей меня специальностью – «перевод и  переводоведение». Цена в МЭЛИ оказалась доступной, да и место расположения для меня очень удобное – недалеко от дома. Сейчас учусь уже на третьем курсе, выбором ВУЗа и качеством преподавания очень довольна. Во время летних каникул наши ребята ездят на стажировки за границу, а старшекурсники по международной студенческой программе выезжают в США и имеют возможность пройти отличную языковую практику и поработать.
 Я изучаю английский язык как основной и французский как второй. Можно выбрать также немецкий, итальянский, испанский. Факультативом можно взять и третий язык. Конечно, и студенческая жизнь очень интересна. Я  вхожу в Межвузовский студенческий совет, который основан в 2002 г. и объединяет всех студентов 15 ВУЗов Южного округа. Я – представитель от МЭЛИ. У  Межвузовского студенческого совета интересная программа, различные мероприятия, соревнования, КВН – так, в апреле будет финальное соревнование команд ВУЗов Южного округа…
 
Хорошие отзывы о Московском экономико-лингвистическом институте от главных людей в любом ВУЗе – его студентов – это лучшая оценка! Воспитанники МЭЛИ уверенно ставят своему Институту пятерку! Нам остается только поблагодарить ректора и ребят за беседу и пожелать МЭЛИ новых успехов.