МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
+7 495 660 81 60
Абитуриенту

Журнал "Столичное образование" (№ 9 (106) 2005)

Интервью с ректором МЭЛИ Ломакиным Андреем Леонидовичем для журнала «Столичное образование» (май 2005 года, беседовала Елена Борисова, публикация — №9 (106) 2005)

Негосударственное образование в России уже имеет свою историю. Вузы, которые создавались в начале девяностых, осилив трудные периоды выживания и роста, один за другим празднуют   десятилетние юбилеи… В их числе Московский Экономико-лингвистический институт, возглавляемый Андреем Леонидовичем Ломакиным. Именно с ним, ректором МЭЛИ, мы  сегодня беседуем в преддверии праздничной даты.


Андрей Леонидович, в большинстве «юбилейных спичей» описывается жизненный и творческий путь юбиляра… Давайте не  отступать от традиции?
— Ну что же… С первого взгляда кажется, что десять лет для вуза – не возраст. Но я считаю, что у нашего вуза не только «все впереди», но многое уже за плечами. Вы спросите, как это было? Наш вуз развивался поэтапно, начиная с 1992 г., когда был открыт центр обучения «Перспектива». Этот многопрофильный учебный центр (в настоящее время – 39 краткосрочных курсов) за время своей деятельности подготовил более 21 тыс. слушателей, большинство из которых успешно трудоустроилось, а многие даже открыли собственные фирмы.
Через три года, набравшись образовательного опыта и  знаний, мы ощутили внутреннюю потребность в переходе на следующий качественный этап. Совместно с Государственной Академией управления и Централизованной библиотечной системой в 1995 г. было учреждено высшее учебное заведение. Тогда в МЭЛИ было только два факультета – иностранных языков и экономики и  менеджмента. Первый набор составлял всего 40 человек: 15 экономистов и 25  «иностранцев». Для сравнения, 10 лет спустя, в прошлом году в наш институт поступило порядка 450 человек. За десять лет прием увеличился в 10 раз.
Увеличилось ли количество факультетов?
— Естественно. На сегодняшний день в МЭЛИ 5 факультетов — экономический, иностранных языков, юридический и психологический, а также факультет дополнительного образования. Кроме того, в нашей структуре — аспирантура, отделение довузовской подготовки, многочисленные подготовительные курсы.
За десять лет наш вуз 3 раза проходил процедуру госаттестации, аккредитации. Начиная с 1998 г., МЭЛИ имеет право выдавать государственный диплом о подготовке бакалавров, магистров, специалистов.
МЭЛИ является членом Ассоциации российских вузов, Ассоциации негосударственных вузов, профильных учебно-методических объединений. Институт неоднократно награждался дипломами Минобразования за вклад в  пропаганду образования.
— Как Вы считаете, из каких соображений абитуриенты выбирают именно Ваш вуз?
— Конечно же, у нас минимальный конкурс, поскольку наш институт предоставляет всем, кто хочет учиться, такую возможность. Не проходят по конкурсу лишь те, кто не настроен учиться и получать знания.
Но это не единственная причина выбора. Все время жизни института мы не топчемся на месте, не живем только прошлыми наработками, а  развиваемся и осваиваем новые специальности. Большую роль играет и человеческий фактор. К студентам в нашем вузе относятся с теплом и уважением, и потому они не только сами с удовольствием учатся, но и приводят своих друзей и  знакомых. С гордостью вспоминаю о том, что в прошлый набор по рекомендации пришел каждый третий студент. 
Выбор института зависит и от «географического положения»: недалеко от нас находятся 3 станции метро.
— В названии вашего института две составляющие: экономическая и лингвистическая. А какую из них Вы считаете более существенной, более важной?
— Конечно же, назвав наш вуз именно так, мы охватили довольно широкий спектр деятельности. Но этим названием мы   хотели подчеркнуть, что в условиях современности экономист без знания иностранных языков – это уже явление прошлого. Специалист в этой области должен владеть хотя бы одним иностранным языком, если хочет, чтобы его деятельность была эффективной. В то же время лингвист, даже зная несколько иностранных языков, отнюдь не обречен на успех, если у него нет специализации в какой-либо отрасли – юридической, экономической или социальной. Соединяя два слова через дефис, мы  предполагали, что из самого названия вуза будет видна тесная связь этих дисциплин.   В стенах нашего вуза студенты-экономисты занимаются интенсивным языковым обучением, а лингвисты специализируются в выбранной ими отрасли.
— Каким именно иностранным языкам обучают в МЭЛИ?
– Наши студенты изучают английский, немецкий, французский, итальянский и испанский языки. Нужно сказать, что выбор языков зависит от  спроса на них на рынке трудоустройства. В настоящее время, например, наблюдается определенный спрос на восточные языки. И мы планируем начать их  изучение – уже не в качестве факультатива, как сейчас, а в качестве второго иностранного.
— Расскажите о профессорско-преподавательском составе института?
— Наш коллектив создавался долгие годы. Что интересно – практически все преподаватели, с которыми вуз начинал свою работу, трудятся до сегодняшнего дня. На 12 кафедрах института работают свыше ста высококвалифицированных преподавателей, в том числе, более 40% — на штатной основе. Количество докторов наук и профессоров среди них составляет более 20%.
Семь наших профессоров награждены нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»  — за большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов.
— Каковы особенности учебного процесса МЭЛИ? Каким формам обучения – традиционным или новаторским — отдается предпочтение?
— Современный мир предполагает в каждом профессионале узкую специализацию. Однако это не может быть реализовано без фундаментальной образовательной платформы. Образование по сути своей –  жестко-консервативная система. Так было – и так будет. Однако, наряду с  традиционными формами занятий (лекциями и семинарами) мы стараемся использовать активные методы обучения - моделирование реальной ситуации, деловые игры, «мозговой штурм». Все эти формы обучения, конечно же, не заменяют аудиторные занятия, но дополняют их.
Говоря об учебном процессе МЭЛИ, я хотел бы подчеркнуть одну его специфическую черту. Дело в том, что наш институт работает с 9.00 до  22.00, каждый день, включая субботу и воскресенье. У нас задействованы все формы обучения – дневная, вечерняя, очно-заочная и собственно заочная. Есть и  такая перспективная форма, как заочное обучение по выходным дням. Не у всех студентов есть время учиться по вечерам, каждый день. В таких случаях они приходят в вуз в субботу или в воскресенье – и занимаются целый день. Конечно, это тяжело и утомительно – зато на учебу тратится лишь один день в неделю, а все остальные могут посвятить работе. Нужно сказать, что такая форма обучения пользуется большим спросом, по ней учится около 25% студентов.
Поэтому можно сказать, что МЭЛИ работает почти круглосуточно. Если бы можно было – ввели бы и ночную форму обучения.
– А как насчет дистанционной формы обучения? Развивается ли она в МЭЛИ?
– Как и любая новая идея, дистанционное обучение требует осторожного подхода. Дело в том, что весь процесс обучения человека построен на  контактной основе. С самого раннего детства мы учимся по принципу «делай, как я». Я полагаю почти невозможным учиться без своеобразного энергетического обмена между преподавателями и аудиторией. Все мы знаем, что бывают преподаватели, на занятия к которым приходишь, как на праздник, и наоборот, такие, от которых бросает в сон. Настоящий педагог, прежде всего, – артист. Он  должен держать аудиторию, заряжая ее определенной энергетикой. Я полагаю, что дистанционное обучение должно развиваться, но в качестве второго высшего образования и только для серьезно-мотивированных людей. Ведь обучение – не  только передача знаний, умений, это еще и воспитание. Воспитать кого-либо по  Интернету – достаточно сложно.
– Вы говорили о принципе «делай, как я»… Как, в таком случае, обстоят дела с практическим обучением в стенах МЭЛИ?
– В нашем институте действует специальный отдел практики и  трудоустройства, его задачей как раз и является, несмотря ни на что, обеспечивать полагающуюся по госстандарту учебную и производственную практику. Именно они ищут учреждения и структуры для практического обучения студентов, договариваются с ними, и направляют туда практикантов.
Кроме того, в обязанностях отдела – сбор, систематизация и  анализ информации о потребности региона в специалистах, формирование базы данных по вакансиям и выпускникам. Отдел оказывает помощь при трудоустройстве выпускников – от простой ориентации на рынке труда до предложения конкретных вакансий.
Нужно сказать, что в дальнейшем наши выпускники часто трудоустраиваются именно по месту своей студенческой практики. Многие получают приглашения на работу в госструктуры, ведущие российские и иностранные фирмы. По отзывам работодателей, выпускников МЭЛИ отличает умение соединять теоретические и практические знания, быстро переходить от адаптации к  самостоятельному и эффективному исполнению служебных обязанностей. За  год-полтора они достигают очень неплохих результатов – как по шкале карьерного роста, так и по заработной плате.
Но некоторые продолжают учиться дальше… Расскажите об аспирантуре МЭЛИ?
— Первый набор в аспирантуру МЭЛИ был осуществлен в 2002  г. – по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». Сейчас в  аспирантуре обучается 100 человек. В этом году мы планируем открыть еще четыре специальности: по финансам, гражданскому праву, психологии и иностранному языку. За период обучения аспиранты готовят и сдают кандидатские экзамены по  философии, иностранному языку, изучают факультативные дисциплины, связанные с  темами исследований. К научному руководству мы привлекаем известных ученых.
— А чем, кроме учебной работы, занимаются студенты и аспиранты МЭЛИ?
— Как и в остальных вузах, жизнь наших учащихся учебой не  ограничивается. Наши студенты регулярно принимают участие в политических телепередачах «Основной инстинкт», «Теледебаты», в работе молодежной секции Российской ассоциации содействия ООН по «Различным видам прав человека».
В институте совместно с фондом поддержки культурно-образовательных программ «Новое поколение» организован студенческий педагогический отряд. Традиционными стали совместные походы студентов и  преподавателей факультета иностранных языков в театр на гастрольные спектакли выпускников театрального факультета Гарвардского университета.
Не оставлена без внимания и спортивная жизнь. Наши студенты регулярно посещают тренажерный зал и бассейн. Второй год подряд команды института принимают активное участие в Универсиаде Южного округа.
Деятельность нашего вуза тоже не ограничивается учебной и  научной работой. Мы оказываем пусть скромную, но адресную благотворительную помощь Свято-Благовещенскому женскому епархиальному монастырю, детскому фонду ООН «ЮНИСЕФ», благотворительному фонду «Спасение», Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому Монастырю, церкви Божией Матери «Отрада и утешение».
В институте действует широкая система льгот по оплате за  обучение. Прежде всего, значительными скидками пользуются наши сотрудники и их  дети. Есть скидки инвалидам, многодетным семьям, участникам вооруженных конфликтов. Мы стараемся помочь тем студентам, которые хотят учиться, но  по причине плохой материальной обеспеченности не имеют такой возможности.   
— Андрей Леонидович, сейчас сложно сделать точные прогнозы о том, что будет в следующее десятилетие жизни МЭЛИ… Но  скажите, в каком направлении Вы хотели бы развиваться?

 – Хотелось бы, чтобы главной направляющей была просветительско-организационная деятельность нашего вуза. Не только обучение, но и воспитание, просвещение студентов, направление их на нужный путь в жизни. Это – одна из основных задач МЭЛИ, и мы постараемся ее  выполнить.